Запись на прием

ФИО

E-mail

Текст сообщения

Введите символы с картинки

Введите код

г. Алматы,бульвар Бухар-жырау, 33, Бизнес-центр «Жеңіс»,4-этаж, офис 24.

+7 (727) 376 36 98

На сегодняшний день часто встречаются ситуации, когда нарушаются права детей и необходимо признать, что одной из проблем нашего государства является обеспечение прав ребенка. Гарантия осуществления защиты прав ребенка возлагается на его родителей, законных представителей, а также согласно статье 4 Конвенции о правах ребенка, на государство и органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству.

В ч. 1, 2 статьи 120 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» предусмотрено, что государство осуществляет свои функции по опеке или попечительству в отношении несовершеннолетних и недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц через местные исполнительные органы. Координация деятельности и организация взаимодействия государственных органов и организаций по опеке или попечительству над несовершеннолетними осуществляются уполномоченным государственным органом в области защиты прав детей. При этом в соответствии с ч. 1, 2 статьи 56 Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан, в случаях, предусмотренных законом, государственные органы и органы местного самоуправления до окончания рассмотрения дела по существу могут вступить в процесс по своей инициативе, по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по инициативе суда для дачи письменного заключения по делу. Такое заключение дается в целях осуществления защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общественных или государственных интересов и в пределах компетенции государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно пункту 2 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении гражданских дел орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству должен предоставлять Акт обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание. Заключение органа опеки и попечительства по спору о воспитании детей приобщается к материалам дела и оценивается судом в совокупности с другими материалами дела. Хотя такое заключение органа опеки и попечительства не имеет заранее установленной силы, однако может повлиять в качестве доказательной базы на ход судебного процесса и иметь существенное значение при вынесении судом решения по делу.

Однако, как показывает практика, вместо актов обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, органы опеки и попечительства представляют акты, именуемые как «акты обследования жилищно-бытовых условий». Исходя из буквального названия акта, органы опеки и попечительства в своем заключении указывают об имеющейся мебели, состоянии квартиры и других бытовых условий для проживания детей. В некоторых случаях, при составлении таких актов органы опеки и попечительства привлекают учителей, социальных педагогов, школьных инспекторов, участие которых в жизни детей в основном формальное. При этом акт составляется в произвольной (дежурной) форме, без каких-либо углублений в суть и положение дела. И, как правило, в большинстве случаях акты обследования жилищно-бытовых условий, подготовленные органами опеки и попечительства, бездоказательны и не мотивированы. К сожалению, в судебной практике бывали случаи, когда сведения, изложенные в заключении органов опеки и попечительства, не соответствовали фактическим обстоятельствам дела.

К примеру, в ходе рассмотрения недавнего гражданского дела клиента органом опеки и попечительства был представлен акт обследования жилищно-бытовых условий, в котором было указано о наличии необходимых условий для проживания ребенка по месту жительства одного из родителей. Однако, как выяснилось впоследствии, этот родитель фактически не проживал по указанному адресу обследования, что подтверждалось материалами административного производства о привлечении ответчика к административной ответственности по ч.1 ст.73 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. В этой связи по решению суда заключение органа опеки и попечительства было признанно недостоверным и незаконным.

Также в практике были случаи, когда несовершеннолетние дети, в отношении которых шёл спор в суде об определении места жительства, имели определенные заболевания и по заключению врачей им были четко регламентированы необходимые условия для их проживания. Однако «формальные» акты обследования органов опеки и попечительства не учитывают подобные требования лечащих врачей, состояние здоровья ребенка, и не вникают в подробности гражданского дела, в результате чего, предоставляют необоснованные акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание.

Таких примеров можно приводить множество, причиной этому является отсутствие единой практики и должного контроля по составлению актов и дачи заключений органами опеки и попечительства, что в итоге приводит к недостоверным и неаргументированным доказательствам. Более того, органы опеки и попечительства после составления такого «формального» акта обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и в будущем не всегда интересуются судьбой несовершеннолетнего ребёнка и его условиями жизни. Кроме того, в большинстве случаях, сотрудники органа опеки и попечительства не обладают необходимыми профессиональными знаниями в области педагогики, детской психологии и работы с детьми. Однако наличие у сотрудников органов опеки и попечительства соответствующего образования позволило бы им глубже вникнуть в вопросы по защите прав и интересов детей.

Принимая во внимание сложившуюся практику, необходимо урегулировать действующее законодательство по проведению органами опеки и попечительства обследования условий проживания ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, в частности: установить специальный алгоритм составления актов с указанием лиц, проводящих проверку, её сроков, объёма и содержания вопросов проверки. Такие алгоритмы позволили бы глубже изучить и понять проблемы по защите прав детей, предоставить ребёнку реальную заботу и защиту его прав, а не формальный подход к судьбе ребенка. Ведь, как было отмечено выше, при рассмотрении споров в суде акты обследования жилищно-бытовых условий ребенка, составленные органами опеки и попечительства, могут повлиять на всю дальнейшую судьбу ребёнка.

Автор: Алияж Амзина,

адвокат Адвокатской конторы «Tax & Investment Lawyers»

Полезные статьи

Пребывание иностранных граждан в Казахстане

Пребывание иностранных граждан в Казахстане

Въезд и пребывание иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих на временное или постоянное жительство в Казахстан, осуществляются на основании визы или постоянного вида на жительства. По общему правилу для въезда в Казахстан иностранному гражданину требуется получение визы. Выдача всех

26.01.2017

Читать далее
Лицензии и разрешения в Казахстане

Лицензии и разрешения в Казахстане

Отношения в сфере выдачи лицензий и разрешений в Казахстане регулируются Законом «О разрешениях и уведомлениях» от 16.05.2014г. №202-V. Закон устанавливает, что в зависимости от степени опасности вида деятельности необходимо получить лицензию, разрешение либо направить уведомление о начале деятельности. Первой категорией

17.01.2017

Читать далее